Пластика фасадной плоскости храма
Архитекторы рококо достигали выразительности и эффектной пластичности своих построек не только использованием многоярусных полигональных фланкирующих башен. Пластика фасадной плоскости храма осуществлялась и ее ярусным построением с постепенным облегчением композиции и насыщением декором верхних ярусов, объединенных волютными боковыми переходами. Четырехъярусная композиция, плавность уступчатых переходов, свободная пластическая насыщенность креповок и декоративных элементов объединяют и группу аналогии костелы Йонаса в Вильно и монастыря кармелитов в Гродно, получивших рокайльный облик в середине XVIII в. Более того, здесь ощущается и рука одного архитектора — И. К. Глаубица.
Подобной архитектурной легкостью и пластичностью наделена Богоявленская церковь Жировичского монастыря базилиан. Она представляет другой, не менее распространенный тип без башенной культовой постройки. Фронтонные костелы в Литве и Белоруссии составляют довольно обширную группу. Без башенный главный (насад такого храма имеет ярусное построение благодаря членению группами пилястр, волнообразными мелко профилированными карнизами. Б его завершении — сложно изогнутый фигурный фронтон с волютами но бокам, рокайльными вазами, лепниной. К этой группе культовых построек следует отнести костел Йонаса и церковь Георгия в Вильно. Узкий, вертикально устремленный, графически жесткий и четкий фасад Богоявленской церкви в Жировичах завершает характерный с «остатками» разорванного фронтона, поддерживаемыми слоистыми лопатками. За пластически разработанной фасадной плоскостью скрывается в общем-то обычный корабль церкви с простым кубонодобным объемом и рядом небольших арочных окон. Архитектура рококо часто кристаллизует барочную идею декоративной: трактовкой фасада как театрального занавеса, рассчитанного лишь на восприятие спереди и ничего общего не имеющего со структурой скрытого за ним архитектурного пространства.
Такое же решение фасадной плоскости было использовано в церкви Георгия в Вильно, которую можно отнести к лучшим творениям стиля рококо. А идентичность ее главного фасада с фронтальной плоскостью усадебного костела в Городно дает основание видеть здесь если не руку одного мастера, то общность художественного мышления их создателей.
Более всего пластическую выразительность рокайльным культовым постройкам придавали интенсивно раскрепованные, обильно насыщенные декором фигурные щипцы и фронтоны. В их формообразовании зодчие рококо варьируют комбинации С- и S-образных линий. Именно их комбинация придавала фронтонам костела бенедиктинцев в Городище легкую, бумажно-аппликационную, словно вырезанную ножницами форму. Фасад костела визиток в Варшаве завершает пластично, скульптурно насыщенный щит, возвышающийся над двумя нижними позднее барочными ярусами. Примечательно, что костельные щиты идентичны многим завершениям дворцовых ризалитов, как, например, в проекте Петергофского дворца А. Шлютера. Рокайльным щитом, традиционным для костельных алтарей, совершенно автономно завершен северо-западный фасад Софийского собора в Киеве. Близкая аналогия завершающего костельный фасад фигурного щита с решением верхних ярусов алтарей — еще одно I свидетельство не интерьерной ограниченности, а всеобщности проявления рококо.
Зодчие рококо находили и совершенно новые, оригинальные архитектурные решения, отличные от столетиями отработанных схем культовых святилищ. Например, не находится аналогий без башенному францисканскому костелу в Гриневичах,. построенному в 1792 г. Криволинейные боковые заплечники обеспечивают мягкость переходов ярусов его фасадов. Сами ярусы выделены поясами тонко профилированных карнизов.
Главный фасад крепован утонченными лопатками, пилястрами, нишами. Они во многом способствуют его динамичному «росту» вверх. В архитектуре постройки все типично для рококо, по комнозицонная трактовка здания оригинальна и неповторима. Фасад храма трактован как криволинейная по очертаниям ширма, скрывающая суровую простоту основного объема. Нетрадиционная для решения главного фасада костела экседра завершена трехлопастным фронтоном-кокошником. Такая трактовка фасадной плоскости заимствована из дворцовой архитектуры, в которой была распространена форма округлого эркера. Подобным кокошником завершены дворовые плавно округлые эркеры усадеб в Станиславово под Гродно и в Краславе в Латвии. Эта же форма фронтона использована В. В. Растрелли в завершении апсиды Андреевской церкви в Киеве.
Иногда, отходя от канонического базиликального построения храма, архитекторы рококо осуществляют поиск совершенно оригинальных, неповторимых композиционных решений. Так, построенная в 50-х годах XVIII в. деревянная Троицкая церковь в Большой Своротве имела восьмигранный зал, вписанный в треугольный объем. Алтарь, «в треугольник деланный, столярной работы», располагался в центре зала — решение, не имеющее аналогий. По периметру зала нависала обходная галерея. В интерьере было использовано все богатство рокайльных выразительных средств: обилие резьбы, позолоты, скульптуры, росписи.
Важнейшее значение в композиции рокайльных костелов придавалось устремленным ввысь башням. Их отличали облегченность и ажурность, стройная и утонченная пластичность. Архитекторы находят средства скрыть их контуры, растворить в общей массе здания. Для этого используются выгнутые плоскости граней, криволинейные пояса профилей и архитектурных обломов, округление или срез граней. Фланкирующие главный фасад башни костела базилиан в Василинтках имеют вогнутые грани, углы которых на первом ярусе скруглены, на двух верхних — срезаны. Меж ярусные карнизы в виде плавной кривой лепты опоясывают объемы, которые не поддаются чисто геометрической оценке, а представляют пластичную, почти скульптурную композицию.
Чтобы две фасадные башни не оказались разобщенными, их зрительно объединяют при помощи декоративного щита, который смягчал их переход к плоскости фасада. Канон двух башенного храма воплотился: в большинстве костел о» итого времени: в Забялах-Волыпцах, Березвечье, Полоцке, Друе, Иорнянах, Дятлово, Порупах, Столовичах, Толочине.