Проведение лотереи и рекламной акции с позиции юриста - В тренде АВТОновинок

Проведение лотереи и рекламной акции с позиции юриста

Чем будут отличаться лотерея и рекламный розыгрыш с позиции нашего закона?

Каким образом можно провести розыгрыш призов, подарков, промокодов или скидок , чтобы не попасть при этом под штрафные санкции? Клиенты нашего рекламного агентства довольно часто задают подобный вопрос. Мы публикуем настоящую статью, разъясняющую ключевые отличия между коммерческими и промо лотереями, а также законодательные требования для рекламы промо акции.

Что такое лотерея?

Лотерея – это игра, которая проводится соответственно с договором, где одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участвующая в лотерее) получает право на выигрыш, когда она признается выигравшей согласно с условиями проводимой лотереи. Федеральный закон от 11.11.03 № 138-ФЗ контролирует проведение лотерей.

По своей сути, это взаимодействие двух сторон. Где одна сторона осуществляет розыгрыш (денежные средства или ценные предметы, которые разрешены в РФ), другая – гарантированно получает приз, в случае если необходимые условия розыгрыша выполняются. Одновременно с этим в качестве приза указывается или весь фонд полностью,или определенная часть призового фонда. Самое важное отличие коммерческой лотереи от прочих конкурсов с ценными призами – выигрыш формируется с помощью денег от билетов.
В рамках коммерческой лотереи выдают «лотерейные билеты» – это документ (купон, заявление и т.д.), который дает право на участие в розыгрыше. Одновременно с этим, документ юридически подтверждает согласие участника с точными условиями лотереи. Билеты для участников лотереи подлежат обязательной регистрации.
Стать организаторами на законном основании могут только Министерство спорта и Минфин. Хозяева частного бизнеса не имеют права напечатать билеты для лотереи и сделать розыгрыш , призов, скидок, подарков или промо кодов. Они имеют возможности стать «оператором» подобного розыгрыша, но необходимо пройти обязательный конкурс у организатора. Незаконная организация лотереи – нарушение, при котором могут назначить штраф с конфискацией используемого оборудования. Размер взыскания следующий:

  • Для граждан: 3000-4000 рублей;
  • Для должностных лиц: 15000-20000 рублей;
  • Юридические лица: 250000-350000 рублей.
  • Рекламная акция

    Помимо этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под ним понимают игры, конкурсы и т.д., когда участникам необходимо заказать какой-либо товар. Например, рекламные акции «Заправься на 600 руб. и участвуй в супер розыгрыше» или «Купи мужской шампунь и найди под наклейкой свой подарок». Подобного рода акции являются рекламными, по этой причине они регулируются законом «О рекламе».
    Данные мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателя, они не нуждаются в обязательной регистрации. При этом необходимо сообщить клиентам:

  • Правила: кому можно принимать участие, что необходимо сделать;
  • Временные сроки. Либо конкретный период, либо указание до какой даты будет проходить мероприятие;
  • Число призов или подарков;
  • Каким способом получить выигрыши. Где забирать, возможно ли получить в пункте выдачи или по почте и т.д.;
  • Кто организовывает данную промо-акцию. Требуется указать название и адрес фирмы или дать ссылку на ее веб-сайт.
  • Как отличить промо-акцию от лотереи?

    Иногда стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И на самом деле, между ними имеются общие свойства:

  • Соревновательный характер мероприятий;
  • Призы получат не все участники;
  • Главная задача участия – получение некоего приза (нескольких призов, согласно с условиями).
  • КритерийКоммерческая лотереяРекламная лотерея
    Каким способом формируется призовой фонд?За счет билетов, которые реализуются участникам: проданы билеты на 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс.За счет фирмы, устроившей промо-акцию. К примеру, магазин объявил о розыгрыше призов среди покупателей питьевой воды. Не имеет значения на какую сумму продано товара, призы и подарки будут покупаться за деньги фирмы.
    Чем подтверждается участие?Купленным билетом.Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым бесплатно, после выполнения условий акции или покупки товара.
    Риск для участников?Имеется. Участники могут потерять денежные средства, не получая ничего взамен.Отсутствует. Участники приобретают товар, а возможность получения приза – это приятный бонус.

    В результате, если вы организовываете промо-акцию, по которой любой купивший товар или услугу на сумму, скажем, свыше 1000 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше приза – это будет не лотерея, а стимулирующее мероприятие.

    Какая бывает ответственность за нарушение проведения рекламной акции

    Конкурсы на стимулирующих мероприятиях считаются разновидностью рекламы. Поэтому проверку их организации осуществляет ФАС. Если государственный орган обнаружит нарушения, он выдает предписание об их устранении. В частности, обяжет предпринимателя дописать необходимые сведения и т.д.
    Кроме этого будет возбуждено административное дело по ст. 14.3 КоАП. Предусмотрены штрафные санкции:

  • Для граждан: 2000-2500 рублей;
  • Должностным лицам: 4000-20000 рублей;
  • Для юрлиц: 100000-500000 рублей.
  • Акции с одинаковыми подарками всем участвующим.

    Подобного рода промо-акции являются важной частью маркетинга розничной торговли. Суть промо-акций — предложение клиентам сделки, которая дает возможность либо получить больше товара по одной цене, либо приобрести что-то по более низкой стоимости.
    Имеются следующие востребованные виды промо-акций:

  • Купи один, получи скидку;
  • Два товара по цене одного (три по цене двух и т.д.);
  • Купи товар А и получи Б бесплатно;
  • Все товары по фиксированной цене;
  • Бесплатные тестеры новой продукции;
  • Акции в конкретные дни недели;
  • Сезонные продажи;
  • Особые условия, предназначенные для определенных групп покупателей (врачи, студенты, пенсионеры и т.д.).
  • Для владельцев бизнеса важно, что такие акции — не стимулирующие мероприятия. На них не распространяется закон «О рекламе». Значит, ФАС не имеет возможности предъявлять претензии, если магазин, допустим, не указал срок акции «Два по цене одного».
    Но каким способом отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:

  • По акции все получат одинаковый приз. Предположим, каждый покупатель получит скидку;
  • Отсутствует соревновательный характер.
  • Надеемся, что данная статья ответила на большинство вопросов, связанных с юридическими особенностями промо-лотерей. Все еще имеются неясности? Свяжитесь с нашими специалистами Wise.Promo, и мы попытаемся на них ответить.