Школа Фонтенбло
Если Францию можно считать «севером» по сравнению с «южной» Италией, то творчество Жана Клуэ (1485/90- 1540/1) и школы Фонтенбло — это примечательный пример живописи северного Возрождения. Французский король Франциск I, покровитель искусств, привлек ко двору в Фонтенбло итальянских художников. Ему нравились царственные образы итальянских маньеристов.
Флорентийский живописец Россо Фьорентино, а впоследствии Франческо Приматиччо, родившийся в Болонье и учившийся в Мантуе, сыграли просветительскую роль при дворе Фонтенбло. Жан Клуэ, уроженец Франции и придворный художник короля Франциска, изображает Франциска как истинного короля. Полотно заполняет величественная фигура.
Это икона, дипломатический меморандум, приводящий в трепет бесстрашным намеком на сверхчеловеческую природу монарха. Практика школы Фонтенбло ориентировалась на изящество итальянских гостей вроде Россо, и все ее мастера (имена которых сейчас неизвестны) предположительно были южанами. Но их скучный реализм отличается от шика итальянских маньеристов.
Заметна и некоторая неуклюжесть, не галльская, а северная. «Диана-охотница» с прыгучим мастифом в лесу — истинная лесная нимфа, скромная и невинная, подобно обнаженным охотницам Кранаха, шагает с красивой звериной грацией.