Величавая элегантность Ван Дейка
Ближе всех прочих северных живописцев к Рубенсу по дарованию, а порой и по стилю, стоит Антонис Ван Дейк (1599-1641). Раннее творчество Рубенса, к примеру, написанный двадцатилетним художником царственный портрет маркизы Бригиды Спинола Дориа, отличает особая аристократическая элегантность, позже свойственная Ван Дейку. Мастерски пользуясь всеми своими талантами, Ван Дейк создал столь же величественный портрет «своей» маркизы из влиятельного семейства Гримальди, которая кажется почти бессмертной, застыв в величавой позе. Ван Дейк приглушает в портретах «земные» черты и столь очевидную в произведениях Рубенса естественную жизненную силу, подчеркивая изящество и душевную тонкость, что, безусловно, льстило аристократам.
Подобно Рубенсу, в антверпенской мастерской которого он недолгое время работал, художник много путешествовал, сделав блистательную карьеру, прежде чем в 1632 г. обосноваться в Англии. Именно при дворе обреченного Карла I расцвел его талант, оказавший влияние на целые поколения английских и европейских портретистов. Элегантный король изображается на многих полотнах Ван Дейка в разнообразных символических ролях — в латах, верхом на коне.
Хранящийся в Лувре портрет Карла I — величайший на свете пропагандистский рекламный плакат. Одной силой своей гениальности Ван Дейк создал икону героизма, изобразив вдумчивого короля-мыслителя, который, тем не менее, любит охоту.
Великолепное дерево, великолепное седло, великолепный монарх — все это мастерски соединяется в незабываемой композиции. Карл I заслуженно произвел его в рыцари.