Веласкес: испанский гений
Впервые Диего Веласкес (1599-1660) добился славы, едва достигнув 20 лет, когда его творчество оставалось еще под влиянием Караваджо. Он столь же уверенно владеет формой и светом, но этим все сходство исчерпывается. Веласкес — один из величайших па свете художников — уникален, он видит жизненную реальность по-своему, практически не поддаваясь посторонним влияниям. Единственное изображение королевской семьи, сопоставимое с портретами Карла I Стюарта кисти Ван Дейка, принадлежит Веласкесу, придворному художнику Габсбургов.
Король был плохим политиком, но заслуживает признания за то, что понимал, каким придворным живописцем его одарила судьба, и награждал Веласкеса по заслугам. Совершенная красота придворных произведений Веласкеса, запечатлевших в отсутствие фотографии внешность царствующих и приближенных к ним особ, не поддается классификации.
Занимают почетное место за пуленепробиваемым стеклом, став величайшим сокровищем знаменитого музея Прадо в Мадриде. Служа при дворе, Веласкес принимал участие в грандиозных проектах Филиппа IV. В 1631-35 гг. был выстроен новый великолепный дворец Буэн Рстиро, и многочисленных залах которого висело около 800 картин.
В главном церемониальном зале, носившем название Королевского, размещались 27 произведений испанских художников, включая «Сдачу Бреды» Веласкеса и несколько работ Сурбарана. Потом король задумал Торре де ла Парада — охотничий домик рядом с замком Пардо. Хотя Филипп IV начал активно увлекаться иностранными художниками, Всласкес написал портреты юного кронпринца Бальтазара Карлоса и двух придворных шутов, в том числе Франциско Лекано.
Манера письма Веласкеса озадачивала его царственных заказчиков. На его полотна надо смотреть издали, когда небрежно разбросанные пятна краски чудесным образом внезапно сливаются в единое изображение.
Мастер все подмечает: он пишет кружева, золото, отблеск света в драгоценных камнях, юные румяные щеки, старые морщинистые лица. Прекрасны и его религиозные произведения: никто еще не придавал Христу на кресте такого скорбного человеческого достоинства.
Веласкес убедительно доказал, что придворный шут, карлик, забавлявший господ, обладает достоинством и человечностью. Взявшись за мифологический сюжет, он говорит, что язычество — тоже религия, возвышавшая человеческий дух своей силой.
В шедевре «Кузница Вулкана» противопоставлены друг другу существа разной п р проділ. С одной стороны — светоносное божество, женственный юноша, явившийся из иного мира и дерзко уверенный, что сразу будет узнан.
С другой — кузнецы, настоящие мужчины, мускулистые, ловкие, удивленные, но ничуть не взволнованные. Два мира встретились, не понимая и не уважая друг друга. Веласкес посмеивается в глубине души, однако, так тихо, что шутку можно и не расслышать.