Внутренняя глубина
Работу Леонардо всегда можно узнать по изображению волос, ангельски тонких, не имеющих никаких четких контуров. Одни оттенки и формы незаметно перетекают в другие, тончайшие лессировки еще больше смягчают градации цвета. Лицо ангела в картине «Мадонна в гроте» из лондонской Национальной галереи или лик Богоматери в ее парижском варианте пронизаны душевной мудростью художника. Леонардо обладал поистине непревзойденным даром: он стоял как бы особняком от всего мира, а позднее действительно уединился, перебравшись по приглашению короля Франциска во Францию.
Его подражатели, вроде миланца Бернардино Луини: (ок. 1485-1532), переняли лишь формальные приемы: полуулыбку, туманную дымку сфумато. Тень великого гения — странная вещь.
В тени Рембрандта пышным цветом расцвели художники, работы которых уже нельзя отличить от его собственных произведений. Но тень Леонардо отпугивает: она слишком глубокая, слишком темная, слишком всеобъемлющая.