Введение
В результате в литературе, как и в искусстве, стиралась ощутимая грань между величием и миниатюризацией, религиозным и житейским, утверждалось мистическое видение жизни со смешением в ней грез и действительности, воображения и реалий. Распространяются жанры салонно-аристократической интимной любовной лирики, «слезной комедии», пасторального галантно-любовного романа, сентиментального путешествия (Лоренс Стерн в Англии, Н. М. Карамзин в России, Т. Гротковский в Белоруссии), в которых чувство преобладало над разумом, индивидуальность над гражданственностью, раскрывается глубоко сокрытый, неисчерпаемо богатый нравственный мир личности.
Получает популярность переводной сборник любовно-авантюрных повестей «Римские деяния», изданный в Могилевской братской типографии еще в 1688 г. В 40-50-е годы в вычурное рококо вырождается и барочная светская литература Белоруссии. В литературу впервые входят женские имена, такие, как Э. Дружбансая, У. Ф. Радзивилл. Сказочные пьесы и светские мистерии последней предназначались исключительно для придворной сцены в Несвиже. Увеличивается объем светского книгопечатания, издаются приватные журналы.
Придворная, модная тогда эпикурейская анакреонтическая поэзия погружала человека в мир личностной нравственности, стремилась к максимальному высвобождению его от деспотической власти реальных обстоятельств и быта, воспевая беззаботную праздность, философию наслаждений. Реальной житейской тематике противопоставляется мир выраженных в игриво-эротических тонах страстей и чувств. Поэтическая лирика обретает обширный диапазон разнообразных чувственных оттенков от возвышенной любви до изощренного эротизма («легкая поэзия» аббата Голье). Тяготеющую к малым формам поэзию рококо обычно характеризуют эпитетами «галантная», «изысканная», «элегантная». Широкой популярностью среди белорусской шляхты пользовались стихи вычурного поэтического сборника Ю. Бака «Замечания о не набожности смерти» (1766), в котором юмор совмещался с ужасами, декларировалacь «тщетность бытия». Анонимность многих произведении поэтического творчества этою периода объясняется их глубокой интимностью (белорусская песенно-интимная лирика первой половины XVIII в.).
Стремление к уходу от действительности, от глубоких психологических переживаний и размышлений в сферу бесконечной игры и наслаждений отразилось и в музыке «галантного стиля». Европейские композиторы музыкального
XVIII в. Ж. Ф. Рамо, X. В. Глюк и другие наделяли свои опусы легкой и прозрачной фактурой, как и в живописи, пастельными тембрами-красками, погружали слушателей в мир интимно-камерных, нежно-грациозных и кокетливо-екерцозных образов галантно-салонного, мепузтного характера. Предназначенная для аристократического салона и паркового пленэра музыка с подчеркнутой танцевальной стихией становится формой развлечения и придворного досуга. Музыка уподобляется выразительной, утонченной и занимательной светской беседе. Получают распространение изящные и очаровательные салонные песенки, формируется мир камерной, рассчитанной на сентиментальные изгибы: души домашней музыки. В России Д. С. Бортпянский первым вводит в музыкальную жизнь жанр романса, в котором: господствуют тема страсти, любви, дружбы, ощущение отрады. В этот период формируется и концертный, рассчитанный на узкий круг слушателей репертуар, культивируемый лишь в дворцовых салонах. Становятся модными камерные оркестры и домашнее музицирование.
Белоруссии в частновладельческих театрах расцветают опера и балет, сцена раскрывает свои кулисы для выдающихся произведений галантного века. В театрах Слепима, Несвижа, Гродно и Шклова доминируют опера-буфф, французская комическая опера, в балете рокайльные насторали соседствуют с действенными балетами учеников французского балетмейстера УК. Пишутся и исполняются комические пасторальные онеры на местном материале.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся и художники первой половины — середины XVIII в. Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров «галантных празднеств» А. Мат-то, УК. Ф. до Труа, Ф. Куше, истинных представителей чувственного и галантного XVIII века УК. О. Фрагонара. III. УК. Патуара, II. Лайкре. Элементы рококо присутствовали в творчестве скульпторов УК. В. Питали и Э. М. Фалькопе. Художники эпохи рококо, уводящие своих персонажей от реальной действительности и проблематики в мир интимных отношений, пикантных ситуаций, как нельзя лучше отразили духовный кризис феодализма с его нарядными и пышными празднествами.
Из всего жанрового многообразия искусств особенно стремительный прогрессивный подъем испытывает театр. Он обретает важную роль в культурной жизни общества, являясь одной из обширных сфер реализации основной художественно-эстетической цели стиля рококо — синтеза искусств. Более того, театр непосредственно оказывал сильное влияние на воображение художников и архитекторов, использующих его экзотическую тематику, фантазию и сказочность. В театре в единый ансамбль объединялись литература, музыка, живопись, порой пиротехника и садово-парковое искусство. Новшеством эпохи рококо стали любительские спектакли, получившие широкое хождение при прусском дворе Фридриха II, в среде французской и польской аристократии. Подобно европейским аристократическим резиденциям, престижем магнатского двора в Белоруссии становится организация собственной актерской труппы или оркестра, постройка театрального здания. В ПАС комедией-пасторалью «Остроумная любовь» У. Ф. Радзивилл в Несвиже открылся первый в Белоруссии светский театр. В 1756 г. последует указ об учреждении Российского театра.
Данная работа не исчерпывает всей сложной и богатой проблематики темы. Она является попыткой самого общего осмысления стиля рококо в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на территории Белорус-сип и, насколько позволяет фактологический материал, многостороннего его сравнительного анализа. В книге уделено внимание проблеме развития, существования и проявления стиля не в узких рамках местного явления, а в контексте общеевропейского культурного развития.