Распространение маньеризма на севере
Изящные вытянутые формы встречаются не только в искусстве Фонтенбло. Элегантность правилась северной аристократии, и за пределами Парижа появляются превосходные, полные изящества произведения. В таком стиле работал, например, Иоахим Втеваль (1566-1638) в Северных Нидерландах (ныне собственно Нидерланды). Он родился в Утрехте, в юности побывал в Италии, во Франции, потом снова вернулся в родной город.
Втевалю принадлежит важная роль в распространении маньеризма в своей стране, хотя он предпочитал игнорировать натурализм таких своих современников, как Дюрер и Кранах. «Суд Париса» с изображением троянского пастуха и царевича, присуждающего золотое яблоко самой красивой богине, — в высшей степени маньеристическая композиция. Выразительные позы трех богинь, куртуазный жест Париса, сделавшего важный выбор, даже присутствующие при этом животные — все принадлежит романтическому миру мифа, на почне которого процветал маньеризм.
Второй видный представитель маньеризма — это фламандский художник Бартоломеус Снрангер (1546-1611), уроженец Антверпена. В молодости он путешествовал по Италии и Франции, работал в Вене, а со временем навсегда поселился в Праге.
В 1581 г. он стал придворным художником императора Рудольфа II. Его творчество оказало сильное влияние на Академию в Гарлеме. Картина Спрангера «Вулкан и Майя» полна почти вызывающей эротической силы.
Майя полулежит на колене угрюмого могучего Вулкана, напоминая лук, к которому он пристраивает стрелу. Его длинный назойливый палец упирается ей прямо в сердце, и она ежится от похотливого прикосновения. В определенном смысле картина довольно непривлекательная, но мощная, обладающая какой-то дикой красотой.
По мере продвижения маньеризма с солнечных лужаек куртуазного Парижа в темные тевтонские леса исчезает легкость и аристократическое изящество искусства Фонтенбло. Произведения Спрангера и его последователей никогда не захватывают слишком сильно, но при этом пряные или игривые.