Рококо в Белоруссии
Рококо в Белоруссии не ограничивалось задачами внутреннего убранства сооружений. Оно проявилось и в компоновке архитектурных масс, получивших гнутые формы. Архитектуре рококо свойственно визуальное разрушение несущих и несомых частой здания, их сокрытие насыщенной раскреповкой, орнаментом абстрагированных растительных форм. Асимметричный орнамент текучих мягких линий основан на форме стилизованной морской раковины. Сложные рисование, лепные, резные золоченые узоры в виде завитков, картушей, рокайлей, трельяжной сетки, путти, гирлянд из цветов, букетов, прихотливо извивающихся стеблей растворяют в своем декоративном единстве архитектурные формы. В орнаментике среди раковин и завитков аканта разыгрываются пасторальные сцепки, близкие к быту и образу жизни аристократии.
Несомненным достижением рококо явились накопление значительного производственного опыта, высокий технический исполнительский уровень, идеальное формирование во только объёмно-пространственных композиций, но и тщательная отделка детали, которой отдается предпочтение.
Во второй половине XVII в. рационализм наступающей ЭПОХИ Просвещения восстал против иррационализма, гедонизма п поверхностной фривольности искусства рококо. Тем же менее оно не было предано забвению и уже через столетие с утратой классицизмом своих позиций заставило обратить на себя внимание художников и архитекторов, пытавшихся вернуть искусству и зодчеству привлекательность и эстетическую эмоциональность, Неисчерпаемые возможности, вариативность этого стиля обусловили его «реабилитацию» в период эклектизма.
Для белорусской, как и русской, строительной практики и декоративного искусства начало XX в. было временем органичного слияния не рококо с модерном. В Белоруссии формы рококо использовал в своих постройках архитектор эклектического направления В. Map кони (дворец в Желудке). Рококо (во французской его интерпретации) широко вводилось в отделку дворцовых и усадебных интерьеров в Польше в 70-80-е годы XIX столетия.
На далекую историческую дистанцию отошло от нас искусство рококо. Однако его художественно-эстетические завоевания и в наши дни остаются одной из вершин прекрасного в развитии искусства. Как наивысшее проявление художественного творчества искусство рококо и сейчас поражает воображение фантастичностью декора, органичным синтезом творчества, своей вездесущностью. Архитектурные произведения эпохи рококо могут утратить свое изначальное назначение, идейно-художественное содержание и воплощенное в них мировоззрение, однако эстетическая их ценность должна не только сохраняться, но и с возросшей степенью оценки у наших современников значительно возрасти, обретая повое содержание. Яркий пример тому — Софийский собор в Полоцке в возродившемся синтезе архитектуры и декора рококо с органной музыкой концертного зала.
Признанием достоинств стиля является его ретроспективное стилизованное проявление в современном декоративно-прикладном искусстве, оживившемся интересе в кругах архитекторов к барочно- рокайльной архитектуре в отношении придания современным постройкам эмоциональности, пластичности, динамичного развития масс, объемов, форм, много вариантности декоративного убранства, организации иллюзорно расширенных пространств, оптимистического звучания современного интерьера.
Минуют эпохи, сменяются поколения, но не бесследно и не напрасно. Все они оставляют будущему произведения своих талантливых представителей, культуру, которую мы обязаны бережно хранить и, по ленинским заветам, брать для себя все ценное и прекрасное. С этой исторически масштабной точки зрения следует рассматривать художественные явления XVIII в. и одно из его ярчайших проявлений в региональной культуре — искусство рококо.