Любовь и скорбь
Ватто создал новый художественный жанр: «галантные празднества», где влюбленные поют, танцуют, флиртуют, всегда пребывая на грани разлуки. Больше почти никому не удалось внести в этот жанр столько поэзии. Незабываемая картина «Отплытие на Киферу» фактически носит неправильное название.
Влюбленные не прибывают, а покидают сказочный остров любви, где у святилища Венеры давали обеты. Уезжают они с острова неохотно.
Никогда уже любовь не будет столь близкой и верной; оставляя святилище Венеры, они рискуют лишиться счастья. Ватто не считает нужным пускаться в разъяснения. Влюбленные пары движутся медленно и печально.
Другая любимая тема Ватто отличается от первой лишь буквально: это сцены с изображением итальянских и французских актерских трупп, которые развлекали придворных. Итальянская и французская драма отличаются друг от друга, по традиционно основываются на теме любви и любовного разочарования.
Среди «Итальянских комедиантов» — шут, весело позирующие актеры, хорошенькие флиртующие дамы. А в центре возвышается таинственная и трагическая фигура Пьеро в ослепительно ярком белом костюме, словно застывший символ.
Есть тут даже намек на Пилата, который выставил Христа на осмеяние черни; неизвестно, сознательно ли Ватто его сделал. Тернового венца нет, но на ступени брошен венок из цветов.
Блистательная, веселая картина, только странно, что мороз пробирает по коже.