Рокайль
Под понятием «рококо» мы подразумеваем то антиклассическое направление в архитектуре и искусстве, которое отражало эстетические идеалы аристократии и церковной олигархии первой половины и середины XVIII в., характеризовалось не обычайно утонченностью и изысканностью средств художественной экспрессии, страстным стремлением к созданию впечатления легкости и привлекательности. Основой для этого явились абсолютно новые приемы, принципы и формы художественного творчества, но имеющие аналогий в истории культуры.
Семантику термина «рококо» основывали на слиянии двух понятий: «барокко» — французского слова, обозначавшего криволинейный асимметричный орнамент, основанный па интерпретированной на разные лады форме раковины, обрамленной сплетением сложнейших завитков, причудливо изогнутых линий, и «рококо», которому предшествовало первоначальное французское определение украшение из раковин, улиток, обломков скал. Главный формальный признак рококо — капризно изогнутая линия, напоминающая очертания морской раковины, при этом не натуральной, а значительно видоизмененной и стилизованной, трактованной весьма многообразно: то она распускается, словно волнистый веер пли павлиний хвост, то распадается на отдельные волнообразные и причудливо изгибающиеся желобки с выемчатыми контурами, то предстает как неправильной формы картуш пли переворачивается в профиль в виде завитка. И результате стилизации раковина превращается в условный, абстрактный орнамент, получивший название «рокайль». Насколько была популярна раковина как основа орнаментики, а порой и как художественный материал, свидетельствует уникальное открытие последних лет, пополнившее экспозицию дворца Марли в Петергофе. Тысячи морских раковин послужили неизвестному голландскому художнику XVIII в. своеобразной палитрой для создания серии живописных картин. Морская раковина явилась материалом для отделки интерьера «Грота» («Утреннего зала») в дворцово-парковом комплексе в Царском Селе (1755-1756). Термином «рококо» характеризовали оформление скальными глыбами (по-английски rock — скала), мелкими камнями и раковинами отдельных залов (Раковинный зал Нового дворца в дворцово-парковом ансамбле Сан-Суси в Потсдаме), парковых гротов (павильон «Грот» в дворцово-парковом ансамбле Кусково под Москвой) и фонтанов.
Рокайль — форма сугубо новая, но имеющая аналогий и прототипов, наделенная активной орнаментальной экспрессией. В основе живописного орнамента — изощренный рисунок в виде сплетающихся, растягивающихся кривых в форме букв S и С. Они дополняются стилизованными пенящимися, набегающими друг на друга волнами, хрящевинными сочленениями. Имеете с умноженными и сгруппированными мотивами раковины эти элементы модулировались в бесчисленных вариантах и неповторяющихся сочетаниях. Подобные декоративные формы, общепринятые во всем европейском искусстве рококо, являлись своеобразным международным художественным языком. Введение в художественный обиход рокайльного орнамента приписывается выходцу из Италии Ж. О. Месоньо. Вместе с ним новую орнаментику вводят в художественную практику французы Ж. М. Оппенор и Ж. Боффран. Множество проектов рокайлыюй орнаментики представил в образцовых сериях Ф. К. Хаберман. Исследователи полагают, что литовско-белорусский архитектор И. К. Глаубиц, никогда не покидавший пределы Речи Посполитой, освоил рокайльные формы через посредство именно иллюстрированных изданий того времени. Известно, что каталоги магнатских библиотек в Белоруссии насчитывали итальянских и французских архитектурных трактатов.
Первое документальное упоминание термина «рококо» относится к 1735-1736 гг., когда появились первые труды основоположников стиля французских художников Ж. О. Месонье и Я. Мондоиа86. В 1750 г. в парижских салонах уже говорят (правда, еще в шутливом топе) о «манере рококо» («gonrl гососо»). Стендаль пользовался термином «рококо» в 1828 г.. Виктор Гюго в 183) г. По широко термин начинает употребляться лишь с середины XIX в., обозначая украшательские мотивы, наполняющие дворцовые салоны, костельные интерьеры, а также рафинированную элитарную культуру первой половины — середины XVIII в. в целом. Понятие «рококо» как искусствоведческая категория утвердилось у немецкого историка А. Шприпгера. Энциклопедический словарь 1899 г. вводит самостоятельный термин «рококо», определяющий архитектур и о- художественный стиль первой половины — середины XVIII в. Впоследствии ввиду научной необоснованности он получил различную смысловую трактовку и содержание. В частности, бытует адекватный рококо термин «зимнее барокко». Это связано с графическим эффектом, производимым морозным узором на стекле, очень близким к рокайльной орнаментике. И действительно, мороз и фантазия художника в этом искусство не уступают друг другу в рисунке и совершенстве техники. Термину «рококо» в искусствоведческом лексиконе сопутствуют синонимы «ультра барокко», «экстремальное барокко», «виленское барокко», «французское барокко», «помпадурский стиль» и даже вульгарно-социологические определения: «разнузданное барокко» и «бешеное рококо». Немецкие искусствоведы, оценивая эпоху как время румян, белил и пудреных париков, соответственно нарекли этот период в развитии искусства. Французы называли рококо и его стадии развития именами соответствующих правителей — Людовиков XV и XVI.
Становление стиля связано непосредственно не только с художественной практикой, но и со всей совокупностью общественно-политических, социально-экономических и культурных условий данной эпохи. Невозможно понять архитектуру и искусство дворцов и храмов лишь с позиций чисто утилитарных. Необходимо попытаться найти общее между явлениями искусства и социально-политической жизни, религиозными движениями, философией и господствующим мировоззрением.